Навигация+

Дизайн Проект Маленькой Кухни

Франкфуртская кухня Маргарете Шютте-Лихоцки

cover.jpgСегодня, 8 марта, в международный женский день мало кто вспоминает что лежало в основе этого праздника. Это был не день цветов и конфет, а день борьбы женщин за свои права. Сейчас мы можем легко представить женщину-президента, тем не менее на рядовом уровне женщины часто сталкиваются с несправедливостью: стереотипы насчёт профессий, зарплата в среднем ниже, молодая и вышла замуж – значит скоро уйдёт в декрет и так далее. Женщины вправе заниматься чем угодно, если они этого сами хотят, просто в обществе, где в декрет спокойно может уйти мужчина, отношения между людьми гораздо здоровее. От женщины сейчас многого ждут, она должна быть успешной в карьере, хорошей женой, хозяйкой, матерью. Однако времени у неё на это всё меньше, а темп жизни быстрее.
Оглядываясь назад, я вижу большое количество женщин, изменивших привычный ход вещей. Я восхищаюсь ими. Маргарете Шютте-Лихоцки в 20-х годах прошлого века занималась разработкой сугубо женской территории – кухни. Маргарете была первой женщиной, изучавшей архитектуру в Австрийской школе прикладных искусств (Kunstgewerbeschule) и успешно её окончившей.Küche_1.jpeg После выпуска Маргарете была приглашена для решения проблем с жильём в городе. В тот же период она спроектировала франкфуртскую кухню – отличный пример рационализма в домашнем хозяйстве.
Приготовление и приём пищи дома – естественный процесс, в том числе социальный, и приятно, когда для этого есть все условия. Реалии опять же были таковы, что в большинстве стандартных квартир были маленькие кухни, так что их стоило планировать очень грамотно. Если игнорировать проблему, она не уйдёт, женщины всё равно будут готовить дома, надо только им помочь.
Проект Маргарете является прототипом современной кухни: с навесными шкафами, собранными за одной столешницей рабочим местом и мойкой, удобной системой хранения и компактным расположением. Кухня умещалась на площади 6, 5 кв.м и состояла из модульных секций, набор мебели был стандартным. Всего таких кухонь в период с 1926 по 1930 год было изготовлено около десяти тысяч в одном только Франкфурте.

В чём заключалось её новаторство? На волне эмансипации она хотела освободить женщин из кухонного рабства: буквально с секундомером в руке она замеряла сколько времени тратится на стандартные перемещения (от шкафа к рабочему месту, затем к плите, из кухни в столовую, затем к мойке и к сушильным шкафам), искала оптимальное расположение мебели и техники, для того, чтобы сэкономить время и силы при работе на кухне.
Для сравнения, расстояния на старой кухне и на новой от Маргарете: 19 метров пути против всего 8 метров
Особенностью этой кухни, помимо её вытянутой формы, был также широкий дверной проём в жилую комнату-столовую, закрывающийся раздвижной дверью. Женщина, работающая на кухне, могла разговаривать с членами её семьи или присматривать за детьми, находящимися в комнате. Расстояние от рабочего места на кухне до обеденного стола не должно было превышать трёх метров. Интересно также то, что дверь на кухню почти никогда не закрывалась, что ещё больше объединяло помещения: женщина – не прислуга и не должна быть в заточении.

Что ещё помогало сэкономить силы? Нововведением для тех времён была сушильная полка, которая делала вытирание посуды лишним.

Приготовление пищи. Радом с плитой находилась эмалированная металлическая поверхность, на которую можно было ставить горячую посуду. Рядом был шкаф – дословно «кастрюльный шкаф» – с крышкой (ча фото крышка поднята вверх), под которой располагались два металлических цилиндра, окружённых термоизолирующим материалом, что позволяло сохранять приготовленные блюда горячими.

Хранение сухих продуктов. Муку, рис и другие крупы хранились обычно в бумажных пакетах. Выдвижные ёмкости были разработаны совместно с одной фирмой (Fa. Harrer) и выполнены из алюминия, лёгкого и небьющегося. Благодаря своей форме они лучше дозировали продукт, пользоваться ими было удобно.

На кухне была гладильная доска, закреплённая на стене в сложенном положении, и вращающийся табурет на винтовой опоре, который позволял выполнять любую работу сидя.
20 – гладильная доска
22 – табурет

Синий цвет покрытия деревянных частей неслучаен: учёные франкфуртского университета обнаружили, что мухи – переносчиками опасных бактерий – не летят на синий цвет. Не знаю насколько это научно, но всё же.

Küche_2.jpg Küche_3.jpeg Küche_4.jpeg Küche_6.jpg





Похожие публикации